ИСКУССТВО ЛЮБВИ   Проект – судьба. Проект о судьбах…
 

Артист на сцене:  вокал, сценический образ и подача песни.

     В настоящее время, «благодаря» Интернету распространение песен на различных носителях перестало приносить существенную прибыль и поэтому основным источником доходов артиста отныне являются только концерты… В связи с этой новой реальностью, а также тем, что количество артистов, штурмующих звездные вершины с каждым годом растет в геометрической прогрессии, назрела необходимость в одной статье  сформулировать основополагающие принципы работы артиста на сцене.

     …Ошибкой начинающих исполнителей является увлечение только  вокальными тренировками, в то время как сами по себе вокальные данные не гарантируют успеха; часто артист со средним вокалом, но за счет комплексной подачи себя и правильно подобранного репертуара, добивается большего успеха у публики и критиков. Исходя из этого артисту необходимо начинать с оценки всех своих данных, а именно:

- Репертуар

     Под выбором репертуара подразумевают отбор песен (как написанных специально для этого артиста, так и каверов) которые наиболее подходят артисту, исходя из его пола, возраста, вокальных возможностей, сценического образа и способа подачи песни.
Отбирать их нужно очень тщательно, поскольку именно слова песни, ее музыкальная «подложка», а также динамика  и задают далее все остальные составляющие (образ, стиль, подача).

- Внешность

     Как известно, каждый человек индивидуален и по-своему привлекателен. Поэтому не стоит зацикливаться на мнимых недостатках внешности и фигуры; а вместо пластических операций полезней разработать свой индивидуальный образ и стиль. Зачастую артист, не обладающий модельной внешностью, оптимальным ростом и весом, а лишь только за счет создания своего узнаваемого образа, удачного репертуара, грамотной подачи песни и общего энергетического настроя добивается значительно большего, чем артист с идеальными внешними данными, но с отсутствием всего вышеперечисленного.

- Сценический образ

     Это совокупность различных действий артиста на сцене, присущая только ему. От нахождения правильного образа, от придумывания различных, т.н. «фишек» во многом зависит узнаваемость артиста – а это наиважнейший фактор его успеха! Но такой образ должен быть обязательно новым; нежелательнозаимствовать приемы подачи песни, присущие другим артистам. Особенно это касается конкретных, «фирменных» приемов, которыми пользуются некоторые «звезды». Такое копирование недопустимо, поскольку  будет выглядеть как пародия, что вызовет эффект обратный задуманному.

- Сценический наряд

     В заголовок вынесен смысл этого абзаца – наряд должен быть только для сцены! Нежелательно использовать повседневную одежду по причине ее массовости (наряд может совпасть с нарядом зрителя); к тому же, в силу утилитарности наряд будет выглядеть на сцене не всегда презентабельно, особенно в свете софитов. Прекрасным выходом из положения является приобретение нарядов в магазинах секонд-хенд. В этом случае комбинируя, можно подобрать любой наряд и он будет индивидуальным; за счет дешевизны можно иметь их столько, что менять едва ли не под каждую песню (например для различных конкурсов, где у артиста несколько песен). Разумеется, можно пошить наряды  и в ателье, однако в любом случае:
- качество тканей и пошива не играет существенной роли: сценические наряды быстро устаревают и «сгорают» пропитываясь потом.
- удобство  таких нарядов и их вид должны соответствовать только целям и задачам выступления! Иными словами, если артист поет стоя, то, например, брюки могут быть пошиты с таким расчетом, чтобы они идеально смотрелись только так; сидеть в них будет неудобно, но этого и не требуется! При малоподвижных выступлениях значение качества наряда, его более тщательная подобранность возрастают. Если же артист активно двигается, то наряд должен быть рассчитан именно на это, т.е. в нем должно быть комфортно, он не должен стеснять движений, притом, что во время динамичного выступления его качество уже не так важно.

     Сценическая обувь, должна быть легкой, удобной (высоту каблука женской обуви нужно выбирать, исходя из абсолютной комфортности любых перемещений в ней) и, желательно (в отличии от наряда) дорогой. Новую обувь необходимо немного разносить, в противном случае, неприятные ощущения отвлекут артиста от его основного занятия на сцене – отдачи всего себя без остатка зрителю.

     Некоторые артистки пробуют выступать босиком, (правда, это будет выглядеть уместно, если выбрана соответствующая песня или даже весь репертуар) однако платью при этом желательно закрывать ноги (платье «в пол»). Иными словами, босоногость должна подразумеваться – тогда это будет выглядеть красиво, «дорого», иначе (особенно в сочетании с юбкой выше колен) это может выглядеть излишне натуралистично, да и допустимо лишь для молодых певиц. В длинном же платье – босоногие выступления органично смотрятся в любом возрасте. Если же певица хочет сделать босоногость своим фирменным стилем,  «фишкой», то ей нужно об этом написать на своем сайте (блоге), объяснив и мотивировав свои действия (например я раскрываю этим свою душу, я открыта и искренна со зрителем и проч.)

     Несколько слов о выступлениях в минимальном наряде. Вопреки расхожему мнению, само по себе это не является предосудительным; а негативные отзывы о таких артистах (т.н. «поющие трусы») исходят не от того, что он обнажен, а от того, что его обнажение никак не помогает подаче и восприятию песни! Иными словами, если артист считает, что его концертная программа и репертуар подразумевают непременное обнажение и будут являться дополнением, усиливающим впечатление от выступления, то он может смело делать это!

- Макияж и прическа

     Эти составляющие определяют образ артиста, позволяют идентифицировать его среди себе подобных в степени не меньшей всех других составляющих! Особенно, если макияж и прическа будут являться именно той «фишкой» на которую артист делает ставку в своем сценическом образе. Например, полное отсутствие волос на голове в сочетании с пирсингом и татуировками на лице.

     Но если начинающие артисты признают необходимость брать уроки вокала и хореографии, то в отношении макияжа, прически и общего подбора стиля у большинства даже мысли не возникает обратиться к профессионалам!

     Причем вышесказанное справедливо как для мужчин, так и для женщин.

     Почти каждая женщина считает себя осведомленной в этих вопросах и делает себе макияж, маникюр и педикюр сама; а большинство мужчин вообще не делают ничего в этом направлении. Такие действия могут быть уместными в повседневной жизни, но только не для выступлений!

     Поэтому после уточнения своего сценического образа, репертуара и жанра (поп, рок, джаз, рэп, шансон и т.д.) необходимо обратится к специалисту для окончательного формирования своего неповторимого стиля.
  Визажист (по иному: «художник-гример», стилист, косметолог, специалист по макияжу, наложению косметического грима, тот, кто профессионально занимается созданием облика кого-либо как привлекательного человека), выслушав артиста, сможет подобрать ему все компоненты для создания цельного образа и стиля.

 - Подача песни

     Многие начинающие артисты не уделяют должного внимания подаче песни, увлекаясь в основном вокалом и нарядами. А, между тем, умение правильно подать песню – это одно из главнейших качеств артиста! Каждое движение, каждая часть тела  во время выступления должна работать на раскрытие артиста, на возбуждении в зрителе положительных чувств и эмоций; иными словами, публику надо «зажечь»!

     Для этого все движения артиста должны быть заранее выверены и соответствовать динамике песни. Разберем это по отдельности.

     Лицо. Правильная работа лица – наиболее сложная и ответственная часть; от т.н. «владения лицом» во многом зависит общее впечатление от выступления, поскольку отныне концерты транслируются на больших экранах и все зрители (а не только сидящие близко к сцене) могут видеть артиста крупным планом. Распространенной ошибкой является т.н. «пересаливание лицом»,  т.е. стремление излишней мимикой выражать буквально каждую строчку песни! На другой чаше весов – застывшее, статическое лицо, где работают только губы.

     Должное время тренировок нужно уделить глазам. Это сложнейший элемент сценического образа; от работы глаз также зависит влюбленность в артиста, и желание приходить на его концерты. Однако получается это не у всех. И, если ситуация неисправима, честнее выступать в немного затемненных, стильных очках, чем изображать глазами нечто невообразимое.

     Немаловажным вкладом является и хореографическая подготовка; однако некоторые понимают это буквально: мы должны брать платные уроки? В общем случае можно сказать, что уроки нужно брать лишь тогда, когда выступления предполагают интенсивные и четко выверенные движения на сцене не допускающие импровизаций; иными словами, если артист решает использовать танец не столько в подаче песни, сколько как непременное дополнение к своему выступлению, без которого оно вообще, по сути, невозможно! Во всех остальных случаях допустимо использовать домашние тренировки, ориентируясь на подачу аналогичных по стилю и динамике песен известных артистов. Отдельно нужно уделить время работе руки, свободной от микрофона; как показывает практика ее неправильные действия в подаче песни случаются даже у состоявшихся артистов. А, между тем, это немаловажный элемент, которому почему-то не уделяют должного внимания!

     Затем необходимо потренироваться элегантноснимать микрофон со стойки, а также правильно и красиво держать его во время выступления. Совет в этом случае только один: в зависимости от жанра, да и общего стиля, выбранного для себя каждым артистом микрофон держится так, как это делают известные артисты, работающие в данном жанре.

     В целом, на первом этапе становления артиста не рекомендуется импровизировать на сцене; органичней будет смотреться четко отрепетированная подача песни, которая достигается многочисленными тренировками. Их рекомендуется записывать для последующего просмотра, добиваясь в конечном итоге красивого и стильного выступления.

                                 Артист – комплексный продукт!

     Абсолютно от всех его составляющих (от стильной обуви до красивых зубов) зависит его успех у публики.
- узнаваемый образ, стиль, репертуар и подача песни помогут сформировать свою аудиторию из поклонников (фанатов);
- исполнение даже одной песни (например, в составе сборных концертов) необходимо превратить в т.н. «номер» (т.е. в совокупность действий на сцене позволяющей зрителю запомнить именно этого артиста);
-  к   выступлению   на   любой  (пусть   даже   второстепенной)   площадке
необходимо подходить со всей тщательностью и отрабатывать на пределе возможностей; со временем это войдет в привычку, что вызовет доброжелательное отношение к артисту как зрителей, так и критиков;
- к выбору репертуара необходимо подходить весьма ответственно; песни по глубине, динамике и сложности должны соответствовать возрасту артиста, его полу, а также той аудитории, для которой в основном он и выступает (т.н. целевой аудитории);
- работа артиста является чрезвычайно ответственной на любых этапах становления и последующей сценической деятельности; зритель и слушатель никогда не прощает понижения «планки», изначально заданной артистом самому для себя.

    …Выбрав для себя профессию артиста, вы останетесь им до конца своих дней, даже если прекратите выступления! Инженер или бухгалтер может стать артистом; но артист никогда снова не станет бухгалтером – таковы законы шоу-бизнеса и человеческой психики.

© Усков С. 2012